В начале 30-х годов ХХ столетия
в Чехословакии существовала всего лишь одна известная мотоциклетная марка –
Jawa. И тогда руководством компании Ceska Zbrojovka было принято решение
также начать выпуск мотоциклов. Новообразованное предприятие получила
название Cezet. Практически сразу же была произведена первая модель
мотовелосипеда.
Двигатель объёмом в 60
кубических сантиметров решили установить на переднее колесо, но это было
совсем неудачным решением. В продажу байк так и не поступил. Следующая
модель, тоже мотовелосипед, но уже с двигателем в 76 «кубов», установленным
под рамой, была намного лучше.
Началось серийное производство и
постепенная модернизация мотоцикла. Были выпущены более мощные модели с
двигателями в 100 и 175 кубических сантиметров. Уже к 1936 году стартовало
производство 250-кубовых мотоциклов. Вскоре на них стали устанавливать
одноцилиндровые двигатели объёмом в 350 и двухцилиндровые – в 500 «кубов».
Параллельно проектировалась и линейка лёгких мотоциклов с двигателями в 125
кубических сантиметров.
После войны эта линейка получила
своё продолжение. На новом мотоцикле была установлена телескопическая вилка
и свечная задняя подвеска. По мнению современников, мотоциклы, которые
выпускались на заводах Cezet, были очень хорошими, но уровень продаж
оставался на довольно низком уровне. Объясняется это технологическим
отрывов другой чешской марки – Jawa, которая начала заниматься мотоциклами
гораздо раньше, нежели Cezet. Поэтому единственным решением в той ситуации
был переход па мотоциклы, спроектированные на фабриках Jawa, но со своими
двигателями в 123 и 148 кубических сантиметров. Произошло это в 1954 году.
Тогда же компания Cezet вошла в
концерн Jawa, но история CZ на этом не закончилась. Компания не стала
полностью объединяться с Jawa, а продолжала выпускать собственные модели.
Так в конце 50-х годов ХХ века руководство Cezet обратило своё внимание на
спортивную индустрию.
Ярослав Кох, один из лучших
инженеров компании, занялся проектировкой гоночных мотоциклов и
мотороллеров. Это могло принести успех компании, но случилось
непредвиденное – правительство Чехии решило перенести мотоциклетное
производство в другое место. Такие преобразования коснулись обеих чешских
марок. Jawa и CZ пришлось совместно выпускать новую унифицированную линейку
мотоциклов с различными объёмами двигателей – от 125 до 350 «кубов».
Спустя лишь несколько лет,
компания Cezet вернулась к идее производства спортивных моделей. Новый
мотоцикл Cezet-250 превзошел все ожидания. Призовые места на чемпионатах
мира стали для гонщиков, ездивших на этом байке, обыденным явлением. Тем
самым модель Cezet-250 составила прекрасную рекламу для компании.
Это были лучшие годы CZ. На
волне успеха состоялось ещё одно важное событие. В гоночную команду Cezet
вошёл советский гонщик Игорь Григорьев, благодаря профессионализму которого
побед стало ещё больше. Со временем его имя и имя мотоциклов Cezet
прозвучало на весь мир. Вскоре появилась и новая спортивная модель -
Cezet-360, ставшая еще лучше прежней. Только за вторую половину 60-х годов
было завоёвано три золотые медали, не считая остальных наград. 
Компания Cezet постепенно
догнала Jawa, и они вдвоём стали господствовать на восточноевропейском
рынке реализации мотоциклов. А через несколько лет компания и вовсе
вырвалась в лидеры. Произошло это потому, что руководство CZ лучше сумело
сориентироваться в условиях новой политической обстановки. Распалась
Организация Варшавского Договора, и на рынок Восточной Европы проникли
западные модели. В Чехии только Cezet смог с ними конкурировать.
Но долго это продолжаться не
могло. Компании пришлось налаживать тесные связи с итальянской компанией Cagiva,
переживавшей свои золотые годы, и к тому времени поглотившей не одну
мотоциклетную фирму.
В начале 90-х годов Cagiva
купила и CZ. Теперь на чешских заводах работали уже итальянские
специалисты. Был выпущен новый мотоцикл Roadster со 124-кубовым двигателем
Cagiva, но этот проект успеха не принёс – он выразился только в убытках для
итальянской компании. Вскоре в руководстве Cagiva поняли, что перспектив на
восточно-европейском рынке практически нет, и отказались от финансирования
Cezet. Так закончилась история одной из двух чешских марок, известных
мотолюбителям всего мира.
|
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий