История
мотоцикла"МИНСК"
Минский
мотоциклетный и велосипедный завод (ММВЗ) выпускает легкие дорожные мотоциклы
с рабочим объемом двигателя до 125 см і.
Они
отличаются высокой проходимостью, хорошей устойчивостью, неприхотливостью в
эксплуатации, небольшим весом и невысокой стоимостью. Вместе с этим эти
мотоциклы, особенно последних моделей, вполне удовлетворяют покупателей своим
внешним видом, комфортабельностью, достаточной скоростью и надежностью.
Совокупность таких качеств обусловила широкое распространение минских
мотоциклов на всей территории страны. Они с успехом служат для деловых и
туристических поездок, удобны для рыбалки и охоты, для отдыха и спорта. Очень
хороши для начинающих водителей и мотоспортсменов. Но особой популярностью
пользуются в сельской местности, где их подавляющее большинство. Производство
мотоциклов с маркой ММВЗ было начато в 1951 году.
6 ноября 1945
года является днем основания завода. Его первые строители - это в основном
демобилизованные фронтовики и партизаны. Два небольших полуразрушенных
корпуса бывшей фурнитурной фабрики, несколько ветхих пристроек - такое
"наследство" досталось создателям первого белорусского мотовелозавода.
В конце
декабря 1945 года на станцию "Восточная" в адрес завода прибыл
первый эшелон с оборудованием, вывезенным из Германии.
В мае 1946
года начал работать первый цех - ремонтно-механический, затем был пущен
электротехнический цех. К осени появились первые детали собственного
изготовления для первого белорусского велосипеда.
В июне 1947
года была представлена первая десятка велосипедов, испытания которых
проводились на Могилевском шоссе. В сентябре того же года коллегия
министерства рассмотрела образец велосипеда В-16 и утвердила его для
серийного производства. К концу 1947 года было собрано 6580 велосипедов.
50-е годы
ознаменовали новый этап развития предприятия. Было освоено производство
подростковых велосипедов "Орленок" и "Ласточка".
В 1951 году
на Минский велозавод было передано производство мотоциклов М1А (копии DKW
RT125) с Московского мотозавода. Наследники этой машины – легкие 125-кубовые
мотоциклы – до сих пор составляют производственную программу предприятия.
Малая цена определяет их популярность в странах третьего мира, куда и уходит
практически вся продукция
![]()
Вначале это
был одноместный мотоцикл М1А с неподрессоренным задним колесом и пружинной
телескопической передней вилкой. Цилиндр двигателя с небольшим по сегодняшним
понятиям оребрением отливался из чугуна и имел необработанные (литые)
продувочные каналы. На двигателе устанавливался простейший карбюратор К-30 с
диаметром диффузора всего лишь 16 мм. Столь же простой сетчатый воздухофильтр
был снабжен заслонкой, при закрытии которой уменьшалось поступление воздуха и
обогащалась горючая смесь.
Система
электрооборудования включала генератор постоянного тока
и
аккумулятор. Мотоцикл был снабжен трехступенчатой коробкой передач и открытой
цепью главной передачи. Двигатель развивал мощность 4,25 л.с. при 4500
об/мин. коленчатого вала, что позволяло достигать максимальной скорости 70
км/ч.
В 1956 г.
завод перешел на выпуск модернизированного мотоцикла М1М. На нем уже бала
применена маятниковая подвеска заднего колеса с пружинными амортизаторами.
Подвеска была снабжена демпферами, в которых гашение колебаний осуществлялось
за счет сухого трения между фрикционными шайбами. Вместо телескопической
использовалась короткорычажная передняя вилка толкающего типа с пружинными
амортизаторами. На М1М впервые было применено электрооборудование, работавшее
на переменном токе. Изменился и двигатель. Вместо литых использованы
сверленые продувочные каналы цилиндра с алюминиевыми заглушками. Был
установлен новый карбюратор К-55 с диаметром диффузора 20 мм, а так же новая
головка цилиндра с несколько повышенной степенью сжатия. Это позволяло
повысить мощность двигателя до 5 л. с., а максимальную скорость до 75 км/ч.
Мотоцикл М1М отличался оригинальной формой глубоких сварных крыльев и очень
мягкой подвеской, которая, однако, несколько ухудшала устойчивость на плохих
дорогах.
![]()
В 1961 г. на
смену М1М пришел мотоцикл М-103 на котором снова была установлена
телескопическая передняя вилка, но уже с гидравлическими амортизаторами.
Последнее устанавливалось так же и в подвеске заднего колеса. Изменился и
капотаж мотоцикла – крылья снова стали профилированными и не такими
глубокими, как прежде. Двигатель и трансмиссия остались неизменными, только
вместо сетчатого воздухофильтра был установлен контактно-масляный,
значительно улучшивший очистку воздуха.
Мотоцикл
М-104 производство которого было начато в 1964 г., отличался от М-103 двойным
седлом и наличием боковых облицовок. Трансмиссия и ходовая часть практически
не изменились, а мощность двигателя возросла до 5,5 л. с. За счет увеличения
степени сжатия у установки модернизированного карбюратора К-55Д.
![]()
В конце 1967
года завод приступил выпуску мотоцикла М-105. На нем был установлен новый
двигатель, ставший базовым для последующих моделей минских мотоциклов.
Применение чугунной гильзы, залитую в алюминиевую рубашку цилиндра, установка
нового карбюратора К-36М и нового глушителя позволило поднять мощность до 7
л. с. при 5500 об/мин. коленчатого вала, а максимальную скорость повысить до
80 км/ч. Была установлена новая четырехступенчатая коробка передач, а цепь
главной передачи стала закрываться штампованными кожухами и резиновыми
чехлами. На М-105 впервые был установлен стоп-сигнал, а также лампа подсветки
спидометра. Рама была несколько усилена, однако остальные узлы ходовой части
и капотажа практически не изменились.
В 1971 г.
начато производство модернизированного мотоцикла М-106, мощность двигателя
которого была поднята до 9 л. с. за счет лучшего наполнения цилиндра,
применения нового глушителя и карбюратора К-36С с диаметром диффузора 24мм.
Повышение мощности и увеличение максимальной скорости до 85 км/ч потребовало
дальнейшего усиления рамы и замены подшипников колес с № 201 на № 202.
Изменился и бензобак – он приобрел более современную форму и стал вмещать 12
л топлива. На мотоцикле М-106 впервые был установлен багажник, который отныне
стал обязательной принадлежностью минских мотоциклов.
Мотоцикл
ММВЗ-3.111, к выпуску которого завод приступил в1973 году, отличался от
своего предшественника целым рядом конструктивных параметров. Была повышена
мощность двигателя до 9,5 л.с., что увеличило максимальную скорость до 90
км/ч. Установлены новые шины (3.00 – 18”), алюминиевые ступицы, бумажный
воздухофильтр и центральный переключатель света. На мотоцикле 3.111 впервые
были установлены указатели поворотов. Более современным стал внешний вид
мотоцикла, чему способствовала ликвидация облицовок, а также оригинальные
формы нового бензобака, инструментальных ящиков и крышек картера двигателя.
Новая принятая маркировка мотоцикла обозначает:
ММВЗ – завод
изготовитель;
3 – класс
мотоцикла (до 125 см і);
1 – тип
мотоцикла (дорожный);
11 –
заводской номер модели.
Начиная с
1976 г. завод выпускает мотоцикл ММВЗ-3.115. Он отличается от своего
предшественника новым глушителем, измененной форой, измененной установкой
центрального переключателя и спидометра. Мощность двигателя возросла до 11
л.с., а максимальная скорость увеличилась до 95 км/ч. С 1977 г. на нем
устанавливается электронное зажигание и карбюратор К-62С.
В 1986 году
завод начинает выпускать мотоцикл ММВЗ-3.112.11. Основными отличиями является
новая форма бензобака, цилиндра, спидометра, центрального переключателя
света, появляется руль с поперечной перекладиной, новая форма картеров
двигателя, поднятое крыло, новый тип сиденья, измененная передняя и задняя
фара, все электрооборудование становится 12-ти вольтовым, частично изменяется
багажник, устанавливаются новые покрышки. Мощность мотоцикла возрастает до
11,5 л.с., а максимальная скорость до 98 км/ч. Устанавливается индийский
карбюратор Mikarb. Значительно улучшает комфортабельность мотоцикла.
![]()
Дорожный
мотоцикл ММВЗ-3.1131.
Существенные
изменения внесены в конструкцию двигателя, благодаря чему улучшились
динамические качества мотоцикла, увеличились экономичность и долговечность,
снизился общий шум в работе. Рама дуплексного типа позволила увеличить
жесткость экипажной части, устойчивость на дороге. Улучшена плавность хода
мотоцикла за счет применения новой конструкции передней вилки со скользящей
трубой из алюминиевого сплава и однотрубных, газонаполненных амортизаторов. В
передней и задней подвеске увеличены хода, усовершенствована клапанная
система. Улучшена конструкция подшипникового узла рулевой колонки.
ДОРОЖНЫЙ
МОТОЦИКЛ ММВЗ-3.1135 "ЛИДЕР"
Как видно из
краткой исторической справки, минские мотоциклы сохраняют тесную
преемственность и отличаются очень широкой взаимозаменяемостью. В то же время
они постоянно совершенствуются – увеличивается мощность двигателя, улучшается
комфортабельность, повышается надежность и долговечность.
|





Комментариев нет:
Отправить комментарий