М1А – Москва
Этот
мотоцикл создавался в период расцвета Третьего Рейха, и его создатель полагал,
что его детище по следам победоносного Вермахта завоюет весь мир. Но история
повернулась так, что сам конструктор умер в русском плену, а его творение
завоевало мир не под немецкой, а под белорусской маркой. Теперь этот 70-летний
мотоцикл, благодаря простоте и дешевизне, победоносно шествует по Азии, Африке
и Латинской Америке. Однако начнем по порядку.

Есть в Рудных Горах Саксонии
11-тысячный городишко с неудобочитаемым названием Цшопау. Именно в этом городке
11 марта 1896 появился на свет Герман Вебер.
В 1916 году
Вебера, отравленного на фронте газами, комиссовали, и он решил заняться
самодеятельным конструированием. Первым, сто он смастерил, оказался автомобиль
с весьма оригинальным паровым двигателем – к концу войны в Германии не хватало
бензина, и такая техника вполне могла заинтересовать армию. Своё творение Вебер
продемонстрировал Ёргену Расмуссену – датскому инженеру и предпринимателю,
недавно купившему заводик в его родном городке. На этом заводе производились
тогда детонаторы для орудийных снарядов.
Расмуссену
машинка понравилась, и он, изготовив еще несколько экземпляров, попробовал
предложить их военным. Однако мировая война вскоре закончилась, а 100-тысячному
рейхсверу, которому победители запретили иметь даже станковые пулеметы, было не
до паромобилей. В 1921 году проект был прекращён. Единственное, что
осталось от него, были три буквы DKW, запатентованные Расмуссеном как товарный
знак. Буквы эти расшифровывались как Dampf Kraft Wagen» – «паровой силы
транспорт».

Чтобы конструкторский талант Вебера не утонул в бутылке шнапса, Расмуссен предложил ему изобрести что-нибудь очень простое и крайне дешевое. «Только не изобретай велосипед», – напутствовал 43-летний Ёргенсен 26-летнего коллегу. Однако Вебер, как ни странно, изобрел именно велосипед. Но это был не простой велик – под сиденьем у него был смонтирован 118-кубиковый односильный двигатель, позволявший велосипеду разгоняться до 60 км/ч. До конца года было продано более тысячи штук, и Расмуссен, назначив Вебера главным конструктором Цшопауского завода, дал добро на производство мотоциклов. Сам же он переключился на автомобили, производство которых он развернул в Ингольштадте.
В 1922 году
в Цшопау изготовлен первый мотоцикл — «Reichsfahrtmodell» с двигателем
рабочим объёмом 142 куб. см и мощностью 1,5 л.с. Затем в 1925 году появился DKW
E-206 с одноцилиндровым двигателем рабочим объёмом 206 куб. см, продававшийся
по цене 750 рейхсмарок – 167 тогдашних долларов или 32 с половиной тогдашних
советских червонца.
В 1932 году
DKW приобрёл лицензию Адольфа Шнюрле из фирмы Deutz на метод петлевой продувки
цилиндра двухтактного двигателя и эксклюзивное право его использования в
бензиновых двигателях. Два года этот патент не находил применения, пока Вебер
не сконструировал 97-кубовый 2,5-сильный моторчик, который он поставил на
мотоцикл, названный RT-100. Буквы «RT» означали Reichstyp – имперский тип.
Таких мотоциклов было продано 71 850 штук. Неудивительно – стоил мотоцикл 345
марок.
И, наконец,
в 1939 году появилась та самая модель, о которой мы с вами сегодня и говорим.
На базе хорошо зарекомендовавшей себя модели RT-100 Вебер создал мотоцикл
RT-125. Создавая новый двигатель, Вебер решил отказаться от алюминия
(алюминиевой осталась лишь головка) и возвратиться к цельночугунному цилиндру.
Но решился он на это не только из-за дешевизны материала. Дело в том, что при
литье чугун обеспечивал хорошее заполнение формы, и тем самым удавалось
обеспечить высокую точность конфигурации продувочных каналов. Кроме того,
чугунные детали хорошо работают на сжатие. Поэтому Вебер решил не крепить
цилиндр к картеру фланцем и короткими шпильками, а головку самостоятельными
болтами. Обратившись к авиационной практике, он соединил головку и цилиндр с
картером длинными анкерными шпильками, избавив чугунный цилиндр от массивных приливов
и фланцев.
Диаметр
цилиндра был равен 52 миллиметра. Ход поршня – 58 мм. Таким образом, рабочий
объем равнялся 123,175 куб. см. При 4800 оборотах в минуту двигатель выдавал
4,75 л.с. мощности.
С ростом
рабочего объема выросла и цена: теперь мотоцикл продавался за 425 марок.
Но, несмотря
на это, а также на то, что производитель предлагал покупателю лишь черную
окраску, покупательский спрос не уменьшился, а увеличился.
Коробка
передач мотоцикла была трехступенчатой. Передачи переключались не рукояткой на
руле, как у предыдущих моделей, а ножным переключателем современного типа,
который располагался на одной оси с педалью кикстартера.
В 1941 году мотоцикл приняли на вооружение Вермахта. Военная модель
отличалась большей емкостью бензобака и вихревым воздушным фильтром, в то время
как на гражданской модели фильтр был обыкновенным сетчатым.
Кроме того, военные
образцы окрашивали не в черный, а в традиционный серо-синий немецкий военный
цвет. А с 1943 года их начали окрашивать и в оливковый. До конца войны вермахт
получил около 11 243 экземпляра. Именно это обстоятельство сыграло роковую роль
в судьбе завода. Когда в Германию пришли войска держав-победительниц, завод
было решено закрыть и уничтожить. Правда, поскольку завод оказался в советской
зоне оккупации, уничтожили его весьма своеобразно – всё оборудование было
вывезено в СССР, а сам Герман Вебер и несколько десятков сотрудников были
арестованы и вывезены из Германии вместе с оборудованием. Первоначально
оборудование прислали на Московский Мотоциклетный завод, где до войны собирали
М-72, и откуда осенью 1941 года оборудование было эвакуировано в Ирбит.
В Москве модель переименовали в М1А и
уже в 1947 году первые мотоциклы появились в продаже под маркой «Москва».
Название оказалось настолько банальным, что в народе не прижилось. Почти сразу
же после появления мотоцикл стали называть Макакой. Достоверно история
появления этого прозвища неизвестна, но наиболее вероятно, что такое погоняло
мотоцикл получил из-за весьма своеобразной посадки водителя. Чтобы мотор
переваривал 56-й бензин, степень сжатия снизили с 6,25 до 6 единиц, в
результате чего мощность упала до 4,25 л.с. при 4500 оборотах в минуту.
Скорость также снизилась с 75 до 70 км/ч.

Длина мотоцикла
составляла 1955 мм, ширина по рулю – 665 мм, а максимальная высота -950 мм. При
этом колесная база была равна 1245 мм. Дорожный просвет был для мотоцикла
довольно высок и составлял 150 мм. Мотоцикл был одноместным. Водитель сидел на
подпружиненном сиденье. Эти пружины были единственным средством амортизации
хода – ни переднее, ни заднее колесо амортизаторами не снабжались. На заднем
крыле имелась багажная решетка, на которую зачастую сажали пассажира, а чаще –
пассажирку. Однако ехать так можно было до первого ОРУДовца, как в те времена
называли автоинспекторов.
После того,
как производство Макаки в Москве было отлажено Вебера перевели в Ижевск
налаживать производство Иж-49, но 23 февраля 1948 года 51-летний конструктор
неожиданно умер. Причину его смерти оставшаяся в Германии семья не знает до сих
пор.
Производство
мотоциклов «Москва» М1А продолжалось до 1951 года, когда совместным
постановлением ЦЦ КПСС и Совмина СССР его производство было решено перевести в
Минск. С тех пор мотоцикл, став тезкой столицы Белоруссии, заново начал свою
биографию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий