ИЖ-Планета-Спорт
В
начале семидесятых советская мотопромышленность предлагала неизбалованному
покупателю обычные дорожные мотоциклы – утилитарные и непритязательные.
Ижевский мотозавод выпускал в ту пору ИЖ-Планета-3 и Иж-Юпитер-3 (включая
«колясочную» версию 3К). Техника была достаточно надёжной и неприхотливой,
однако сравнивать её с западными аналогами было бессмысленно – ведь по сути
своей «Ижи» были слегка модернизированными версиями довоенного DKW. Но в 1974 г. Ижевцы буквально шокировали
советских мотолюбителей новинкой – первым серийным спортивным мотоциклом
«Иж-Планета-Спорт 350». 

Мотоцикл
был по-настоящему уникальным и непохожим на «совковых» собратьев как
внешне, так и по сути. Худой и изящный внешний облик «пса» явно создавался с
оглядкой на «японцев» середины 60-х: отсюда форма переднего крыла со стильным
креплением, элегантная передняя ступица, динамичное заднее крыло… Как в целом,
так и в деталях чувствуется влияние «ветра с востока» - в частности, Иж-ПС
удивительно похож на Suzuki T250 Super Six 1966 г., а ступицей и
решением задней части – на Yamaha 350R5 1970 г.и Kawasaki A1 Samurai 1966 г. Словом, мотоцикл получился вполне
современным. И, без всяких натяжек, красивым: стремительный, лёгкий силуэт
«пэ-эски» сразу давал понять, что данный аппарат предназначен не для перевозки
кртошки, а для скоростных «отжигов». Даже сейчас, спустя три десятилетия с
начала выпуска, «Планета-Спорт» не выглядит убого – скорее, классически-спортивно.
Спортивности облику добавляла и цветовая гамма – все первые «спорты» были
ярко-жёлтыми (впоследствии – оранжевыми), что в сочетании с чёрным цветом рамы
и строгим блеском никелированных деталей (крылья, ободок фары, траверсы, крышка
двигател и так далее) смотрелось по-настоящему круто.

Впрочем,
Иж-ПС был современным мотоциклом не только внешне. За исключением мелочей,
вроде цепи и деталей коробки передач, техническая «начинка» была полностью
оригинальной и существенно отличалась от остальных «ИЖей». Так, впервые
советский мотоцикл оснащался раздельной системой смазки двигателя. В то время
такое техническое новшество казалось фантастикой. А ведь 350-кубовый мотор
(диаметр поршня – 76 мм), кроме того, мог похвастаться японским карбюратором Mikuni, что позволяло ему развивать внушительные по тем
временам 32 л.с. при 6700 об/мин. Для «одиночки» с сухой массой 135 кг это
совсем немало: безумно популярная в то время в СССР Jawa-350/634 весила на 20 кг больше и была слабее «спорта»
на целых десять «лошадок». Двигатель «Пса» был закреплён в раме с помощью
резиновыхподушек – такое техническое решение было в то время конструктивным
новшеством. Первые партии «Иж-Планета-Спорт 350» оснащались также японским
электрооборудованием Denso (как
на «Ямахе), благодаря чему ижевскиймотоцикл впервые соответствовал требованиям
ЕЭК ООН по светотехнике. Переднее колесо – нехарактерного для отечественных
одиночек размера 3,0х19. Благодаря высокому техническому уровню и качеству
изготовления «спорты» экспортировались во многие социалистические страны, где
высоко котировались даже на фоне «Явы» и мотоциклов MZ. В советские времена поговаривали даже, что
«Иж-Планета-Спорт» предназначался для экспорта в США…
Более
поздние выпуски ИЖ-ПС оснащались уже отечественным карбюратором с меньшим
диффузором, вследствие чего максимальная мощность снизилась до 28 л.с. Отличить
их от ранних «спортов» можно по более длинному заднему крылу и немного
изогнутой выхлопной трубе, которая изначально была прямой. Именно на этом
мотоцикле многие занимались самым настоящим моторным «тюнингом» - растачивали
цилиндр под поршень М-412, либо под «поршневую» кроссовой 500-кубовой
«чезетты». Мощность увеличивалась раза в полтора, но ресурс снижался до одного
сезона… В то время как стандартный «пёс» выдерживал по 50-60 тысяч километров
без заметного износа основных узлов.
Мотоцикл
продержался на конвейере до 1985 г., после чего был снят с производства. На
базе «Иж-Планета-Спорт» ещё в апреле 1975 г. Начали выпуск спортивных
мотоциклов «Иж-М-15» (многодневный эндуро) и «кроссача» «Иж-К-15».
Сегодня
хорошо сохранившийся «спорт» - большая редкость, которая ценится знатоками.
Впрочем, это действительно особенный мотоцикл, который в наше время является
настоящим эксклюзивом из советского прошлого.
Характеристики
"Иж-Планета-Спорт"
Общие данные
|
|
База
мотоцикла
|
1350
(1390) мм
|
Длина
|
2050
(2070) мм
|
Ширина
|
730 (810)
мм
|
Высота
|
1100
(1150) мм
|
Дорожный
просвет
|
145 (135)
мм
|
Сухая
масса
|
135 (145)
кг
|
Максимальная
скорость
|
140 (130)
км/час
|
Расход
топлива:
|
|
при скорости
60 км/час
|
3,5 л/100
км
|
при
скорости 100 км/час
|
6,5 л/100
км
|
Время
разгона до 100 км/час
|
11 сек
|
Тормозной
путь со скорости 60 км/час
|
12 м
|
Запас хода
|
около 400
км
|
Двигатель
|
|
Тип
двигателя
|
двухтактный,
с трехканальной продувкой
|
Число
цилиндров
|
1
|
Диаметр
цилиндра
|
76 мм
|
Ход поршня
|
75 мм
|
Рабочий
объем
|
340 куб.см
|
Степень
сжатия
|
9,5-10,5
(8,7-9,2)
|
Номинальная
мощность двигателя при 5600-6700 об/мин
|
32 (28)
л.с.
|
Крутящий
момент двигателя при 5200-5800 об/мин
|
|
Система
смазки
|
раздельная
(совместно с топливом 1:25)
|
Система
охлаждения
|
потоком
встречного воздуха
|
Система питания
|
|
Воздушный
фильтр
|
сухой, с
бумажным элементом
|
Карбюратор
|
“Микуни”
(К-62М)
|
Диаметр
диффузора
|
32 мм
|
Производительность
главного жиклера
|
190
куб.см/мин
|
Трансмиссия
|
|
Первичная
передача
|
косозубыми
шестернями
|
Сцепление
|
многодисковое
в масляной ванне
|
Коробка
передач
|
четырехступенчатая
|
Переключение
передач
|
ножное
|
Задняя
передача
|
открытая,
втулочно-роликовой цепью
|
Передаточное
число первичной передачи
|
2,18
|
Передаточное
число задней передачи
|
2,47
|
Передаточные
числа коробки передач:
|
|
I передачи
|
3,17
|
II
передачи
|
1,81
|
III
передачи
|
1,26
|
IV
передачи
|
1,0
|
Ходовая часть
|
|
Рама
|
трубчатая,
сварная, закрытая, термообработанная (!)
|
Передняя
подвеска
|
бесштоковая
телескопическая вилка
|
Ход
подвески
|
155 мм
|
Задняя
подвеска
|
маятниковая
|
Ход
подвески
|
90 мм
|
Размеры
шин:
|
|
переднего
колеса
|
3,00-19″
|
заднего
колеса
|
3,50-18″
|
Тормоза
|
колодочные
|
Диаметр
тормозного барабана:
|
|
переднего
колеса
|
190 мм
|
заднего
колеса
|
170 мм
|
Электрооборудование
|
|
Напряжение
бортовой сети
|
12 В
|
Генератор
|
ИЖ ГП-1,
трехфазный, переменного тока
|
Напряжение
генератора
|
14 В
|
Мощность
генератора
|
100 Вт
|
Аккумуляторная
батарея
|
6МТС-9
|
Регулятор
напряжения
|
ИЖ РН-1
(БПВ 14-10)
|
Свеча
зажигания
|
А-23
|
Заправочные емкости и ГСМ
|
|
Топливный
бак
|
14 л,
бензин АИ-93
|
Масляный
бак
|
1,5 л,
масло МС-20
|
Коробка
передач
|
0,8 л
|
Перо
передней вилки
|
0,2 л,
МГП-10
|
Задний
амортизатор
|
0,065 л,
МГП-10
|
Регулировочные данные
|
|
Зазор
между контактами прерывателя
|
0,35-0,55 мм
|
Зазор
между электродами свечи зажигания
|
0,6-0,8 мм
|
Свободный
ход рычага сцепления
|
5-10 мм
|
Свободный
ход рычага тормоза переднего колеса
|
2-3 мм
|
Свободный
ход рычага ножного тормоза
|
10-15 мм
|
Опережение
зажигания до ВМТ
|
2,5-4,2 мм
|
Провисание
цепи привода заднего колеса
|
20-25 мм
|
Давление в
шинах:
|
|
переднего
колеса
|
1,5
кГс/см2
|
заднего
колеса без пассажира
|
1,8
кГс/см2
|
заднего
колеса с пассажиром
|
2,0
кГс/см2
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий