Translate

четверг, 6 сентября 2012 г.


История забытого мотоцикла. Паннония.

Кто не знает "венгерского вороного" - именно так вопрошают знатоки моделей, уходящих в раздел антиквариата. Именно так в СССР прозвали знаменитый венгерский мотоцикл. Причина проста - в СССР поступали в абсолютном большинстве именно черного цвета Паннонии. Надо заметить, что мотоцикл и без того выглядел потрясающе: кроме черного цвета ее величие подчеркивала блестящая окантовка, и потому мотоцикл выглядел словно красивый парадный мундир, или вороной конь, украшенный красивыми уздечками. Почему в нашу страну ехали только черного цвета - остается загадкой. Но модель имела также и вишневый и голубой цвета, а "Люксы" даже были красного цвета, перемешанным со слоновой костью.
История забытого мотоцикла. Паннония.
Кто не знает "венгерского вороного" - именно так вопрошают знатоки моделей, уходящих в раздел антиквариата. Именно так в СССР прозвали знаменитый венгерский мотоцикл. Причина проста - в СССР поступали в абсолютном большинстве именно черного цвета Паннонии. Надо заметить, что мотоцикл и без того выглядел потрясающе: кроме черного цвета ее величие подчеркивала блестящая окантовка, и потому мотоцикл выглядел словно красивый парадный мундир, или вороной конь, украшенный красивыми уздечками. Почему в нашу страну ехали только черного цвета - остается загадкой. Но модель имела также и вишневый и голубой цвета, а "Люксы" даже были красного цвета, перемешанным со слоновой костью.
История ее создания проста: после войны, в разрушенной стране рассчитывать на удачное производство дорогой техники было нельзя, и потому, завод "Чепель" в Будапеште взялся за производство недорогой техники, среди которой оказались и мотоциклы. Благо, завод был раньше авиационный, и оборудование позволяло экспериментировать. "Чепель" выпустил не одну модель мотоциклов и мотороллеров, однако, в середине 50-х конструкторы создали особый мотоцикл, названный "Паннония". В том, что эта модель может долго просуществовать, многие замечали уже тогда - мотоцикл был не только простым в управлении и в сборке, но и на вид эстетически красивым. Сегодня до сих пор байкеры из различных клубов продолжают ездить по закоулкам нашей страны в надежде найти и купить хоть что то из того мотоцикла.  
Как уже говорилось, мотоцикл был простым в сборке: одноцилиндровый, двухтактный двигатель, собранный воедино с коробкой из "двойного" алюминиевого картера. Двойной - из-за способа его разборки - как у ореха. Мотор имел чугунный цилиндр, коленвал прессованный, и немудреный картер с сетчасто-маслянным фильтром. Продувка была двухканальная петлевая. Передача была цепная, но в начале на 250-кубовых применяли шестеренную. Четыре скорости в коробке ничем не отличались от обычных. В общем, все до банального просто. Пожалуй, еще один немаловажный момент - цепь передачи на "Паннонии" была закрыта, в отличии от большинства моделей тех времен. Также стоит упомянуть и дуплексную раму, которая позволяла прекрасно ощущать дорогу. Еще можно упомянуть и тот факт, что на "Паннонии" присутствовали и другие новшества того времени. Например, маятниковая подвеска заднего колеса, и "полноступичные" тормозные барабаны - они имели ширину по всей ступице. Довольно простое электрооборудование очень нравилось не только венграм, но и нашим мотоциклистам.
Самым известной моделью этой серии у нас была "Паннония 250 ТЛФ". Мощность двигателя колебалась, но со временем установилась на 18 л. с. Еще один хороший момент - бензин потреблял почти любой, начиная от Б-70, продолжая А-72, и заканчивая А-76. Возможно кто еще помнит такие марки топлива. "Всеядность" дополнялась отсутствием прокладки между цилиндром и его головкой. Такой момент позволял не думать о нужной, но часто повреждаемой детальки.
Еще один не менее важный момент - топливный бак. В своем классе "Паннония" имела самый большой топливный бак - 18 литров. Потому, с запасом хода проблем обычно не возникало.
К недостаткам следует отнести так и не модернизированную переднюю вилку, у которой отсутствовала гидравлическая система амортизаторов. Для зажигания по прежнему использовалась магдино маховика, от которого уже много кто отказался. Ну и колеса так и остались 19-дюймовые (остальные стали приобщать 16-дюймовые). Хотя, последнее скорее нужно отнести к плюсам. Дело в том, что на грунтовой дороге такие колеса не так трясли, как 16-дюймовки.
В целом мотоцикл вышел очень удачным. Особенно если вспомнить, что конструкторы не поленились придумать замочки на боковых ящиках и траверсе руля. Мотоцикл имел и боковую и откидывающийся упор. Отдельная тема - внешняя красота. Для этой темы может не хватить целой главы - именно так конструкторы подошли к внешнему виду мотоцикла - желание украсить перемешанное с отсутствием перебора в этом моменте.
Имела вариант с боковым прицепом и объемом 350 кубиков и даже больше. Прицеп, с учетом модели мотоцикла стал очень легким - не более 70 кг.
  

Техническая характеристика и размеры мотоцикла Паннония Т-5
Диаметр цилиндра, мм 68
Ход поршня, мм 68
Рабочий объем цилиндра, см3 247
Камера сгорания, см3 45
Степень сжатия 7,5
Максимальная мощность двигателя, л. с. 16
Максимальное число оборотов двигателя 5250
Максимальный крутящий момент, кгм 2,15
Длина хода опережения зажигания, мм 3,5
Калильное число свечи зажигания 225
Топливо 72 октановое
Соотношение смеси (после обкатки) 25:1
Марка масла AKIO, АК 15 30—40
Зажигание: магнето левого вращения
Диффузор, мм 27
Распылитель, мм 270/100
Главный жиклер, мм 150/100
Жиклер холостого хода, мм 35/100
Жиклер бензинового корректора, мм 75/100
Запасной жиклер, мм 125/100
Компрессорные кольца, мм (2шт) 68х2,5
Размер пальца, мм 18
Размеры цепи передней передачи 3/8х3/8"хØ6 64 звена
Марка масла в коробке передач СУ
Количество масла в коробке передач 1,5 л
Силовая передача:
Передняя цепная передача 2,083
Коробка передач-заднее колесо 3,125
Коленчатый вал - заднее колесо
1-ая передача 17,35
2-ая передача 10,34
3-яя передача 7,81
4-ая передача 5,92
Число зубьев ведущей звездочки
при эксплуатации в одиночку 16
при эксплуатации с коляской 15
Размеры колеса переднего 19х3,00"
Размеры колеса заднего 19х3,25"
Размеры тормозного барабана, мм 160х30
Цепь задней передачи, 120 звеньев 1/2х5,16"
Аккумуляторная батарея 6 в, 7 а-ч
Лампа накаливания фары 6 а, 35/35 вт
Заправочная емкость бензобака, л 18
Расход топлива на 100 км (80 км/час), л 4,2
Количество запасного топлива (л/км) 2 л = 40 км
Максимальная скорость км/час 115
Глушение дб 85
Макс. приемистость 0-35 км/ч 12 м/4сек.
0-60 км/ч 88 м/8,4сек.
0-80 км/ч 220 м/15 сек.
0-100 км/ч - 25 сек
Макс. тормозной эффект 100-0 км/ч 68 м/5 сек.
80-0 км/ч 46 м/4,2 сек.
60-0 км/ч 28 м/3,4 сек.
35-0 км/ч 7 м/1,5 сек.
Вес нетто в кг 138
Наибольший общий вес с нагрузкой, кг 515
Наибольшая ширина, мм 680
Полная длина, мм 2100
База, мм 1380

Комментариев нет:

Отправить комментарий