История
создания мотоцикла "восход"

История Завода имени В.А.Дегтярева (ЗиД) началась еще в начале прошлого века, когда в 1916-м году было принято решение о строительстве Ковровского пулеметного завода. Новый виток в развитии завода напрямую связан с выдающимися конструкторами В.Федоровым и В.Дегтяревым, которые в 1918-м году были направлены на Ковровский завод с целью предотвратить его закрытие и возродить производство. Все последующие годы предприятие занималось выпуском автоматического стрелкового оружия, которое в годы Отечественной войны стало поступать на фронт. После окончания войны производство оружия не прекратилось, но одновременно завод получил задание начать выпуск гражданской продукции, в том числе - дорожных мотоциклов.

В 1946-м году Ковровский завод выпускает мотоцикл
К-125 с одноцилиндровым двухтактным мотором мощностью 4,25 л.с.,
гидравлическими амортизаторами передней вилки и трехступенчатой коробкой
передач в одном блоке с двигателем. Опыта мотоциклетостроения у конструкторов
не было, и за основу для первого мотоцикла была взята немецкая модель
DKW-RТ125. В 1949-м году ежемесячные объемы производства мотоцикла К-125
достигли 5 тысяч штук, а само предприятие стало называться Заводом имени
В.А.Дегтярева. Мощность двигателя следующей модели К-55 была увеличена до 4,75
л.с., к тому же модель получила маятниковую подвеску заднего колеса. На
мотоцикл К-58, пришедший на смену К-55, установили двигатель мощностью 5 л.с. и
усовершенствованный бензобак. Этот мотоцикл стал последним из моделей,
разрабатываемых на базе DKW-RТ125.
В 1954-м году на Заводе имени В.А.Дегтярева было
создано специальное конструкторское бюро мотоциклетостроения, которому была
поручена разработка новых моделей. В 1957-м производство К-125 было завершено,
и с конвейера сошел новый мотоцикл "Ковровец К-175", ставший базовой
моделью для целой линейки мотоциклов - модификаций К-175 и мотоцикла
"Восход". На 175-кубовом мотоцикле установили трехступенчатую коробку
передач, двухместное сиденье подушечного типа и 16-дюймовые колеса. Мотоцикл
К-175 называли "Ковровской "Явой" из-за его сходства с Jawa-250,
причем сходство было не только во внешнем виде - разработки чешских
конструкторов были позаимствованы и для внутреннего устройства мотоцикла К-175.
Согласно официальной версии, выпуск К-175 был прекращен из-за сложностей
изготовления каплевидного бензобака и фары. Модель сменил мотоцикл К-175А с
четырехступенчатой коробкой передач и зажиганием от генератора переменного
тока, затем была выпущена модель К-175Б с новым карбюратором и мотоцикл К-175В
с двигателем мощностью 9,5 л.с. Мотоцикл К-175 и его модификации
комплектовались полуавтоматом выжима сцепления, который в последующих моделях
не использовался.

Мотоциклы "Восход" стали производиться на
заводе в 1965-м году - это была модель с 175-кубовым двигателем мощностью 10
л.с. и четырехступенчатой коробкой передач. Отличительной особенностью
двигателя "Восход" стала двухканальная петлевая продувка. Мотоцикл
"Восход" оснастили не только более мощным и совершенным двигателем,
но и багажником, ветровым стеклом и щитками. Этот мотоцикл, разгонявшийся до 90
км/час, пользовался большой популярностью, в том числе из-за своей доступной
цены и высокой ремонтопригодности - починить "Восход" не составляло
никакого труда. Мотоцикл был очень экономичным и долговечным, хотя любители
навороченных мотоциклов нередко обвиняли первые модели в "серости" и
неприметности. Если для показательной езды мотоциклы "Восход" не
очень подходили, то для регулярного использования, и особенно для обучения
навыкам езды, они считались одними из самых надежных и неприхотливых мотоциклов
того времени.
Следующей моделью стал "Восход-2", который
после модернизации в 1976-м году получил задний фонарь, новый универсальный
глушитель, круглые фонари указателей поворота и главное - электронную
бесконтактную систему зажигания. "Восход-2" был чуть тяжелее своего
предшественника, мощность двигателя увеличилась незначительно - на 0.5 л.с., но
скорость он уже развивал 95 км/ч. Спустя год появился мотоцикл
"Восход-2М" с двигателем мощностью 14 л.с., электронной бесконтактной
системой зажигания и передней вилкой измененной конструкции. Мотоцикл работал
как на бензине А-76, так и на высокооктановом 93-м бензине.
"Восход-2М" прибавил в весе (121 кг), но стал разгоняться до 105
км/ч. Новый "Восход-3" продолжил традиции мотоциклов этой линейки,
получив топливный бак большего объема, новые задние амортизаторы, 7-вольтовый
модернизированный генератор и тормозные барабаны увеличенного диаметра. На
мотоцикл установили новые колеса с износостойкими покрышками, короткоходовую
ручку газа и легкий передний щиток. Максимальная скорость осталась прежней, а
вес "Восхода-3" увеличился на 4 кг.

На новую модификацию мотоцикла - модель
"Восход-ЗМ" - установили 12-вольтовое электрооборудование, фару с
рассеивателем, аварийный выключатель зажигания на руле, приборную панель над
фарой и профилированный передний щиток. Из новшеств мотоцикла
"Восход-3М" можно выделить также противоугонное устройство,
кикстартер с откидной педалью, водительские откидные подножки и два зеркала
заднего вида. Этот мотоцикл весил 122 кг, разгонялся до 105 км/ч и считался
одним из лучших в линейке мотоциклов "Восход" по качеству исполнения
и надежности. В 1985-м году завод выпустил модификацию этого мотоцикла -
спортивно-туристическую модель "Восход 3М-Турист". Максимальная
скорость, мощность двигателя и вес остались прежними, а из нововведений у
мотоцикла появились стальные дуги безопасности, сумки из кожзаменителя,
багажники (два боковых и один задний) и спортивный руль с перемычкой. С начала
90-х годов началось серийное производство мотоцикла "Восход-ЗМ-01" с
двигателем мощностью 14 л.с., четырехступенчатой коробкой передач и широким
рулем с перемычкой.

Новые модификации мотоцикла "Восход"
получили название "Сова". Это мотоциклы типа эндуро со спортивным
рулем и щитком на фаре, которые оснащались двумя вариантами двигателей -
175-кубовым и 197-кубовым. В первом случае мощность двигателя составляла 14
л.с., а во втором - 15 л.с., а скорость мотоциклы "Сова" развивали
105 км/час и 120 км/час соответственно. В линейке завода есть еще одна
интересная модель - дорожный мотоцикл "ЗиД-200 Курьер" с
одноцилиндровым двухтактным двигателем мощностью 15 л.с. Отличие мотоцикла
"ЗиД-200" от мотоцикла "Сова" заключается в наличии у
"ЗиД"-а моноподвески заднего колеса и дискового тормоза переднего
колеса. Для езды по бездорожью завод разработал трехколесный мотоцикл "ЗиД
Фермер" с 200-кубовым одноцилиндровым двухтактным двигателем мощностью 13
л.с. В сотрудничестве с английским предпринимателем Н.Мэйсоном был разработан
другой внедорожный мотоцикл - двухколесная модель "ЗДК-200 2ШП". На
"ЗДК-200" установили переднюю вилку с мотоцикла "Фермер",
заднюю подвеску новой конструкции и тяжелые колеса от квадроцикла. Внедорожный
мотоцикл "ЗДК-200" испытывали и в Прикаспийских песках, и на зимней
дороге, после чего Мэйсон увез несколько моделей в Англию и договорился о
дальнейших поставках. С этим мотоциклом связана отдельная история, которая
закончилась тем, что завод перестал поставлять предприимчивому англичанину
"ЗДК-200 2ШП", но при этом лишился заказа на выпуск этой модели. 

В новом тысячелетии Открытое Акционерное Общество
"Завод имени В.А. Дегтярева" продолжает оставаться одним из крупных
машиностроительных предприятий и производит широкую гамму мототехники - от
мокиков до мотовездеходов. На рубеже 1999-2000 гг. большой популярностью
пользовался мокик "ЗиД-50 Пилот", который вошел в реестр "100
лучших товаров России". Мокик "ЗиД-50 Пилот" - это дорожная
модель спортивного типа с 50-кубовым четырехтактным верхнеклапанным двигателем
мощностью 2.72 л.с., развивающая скорость 50 км/час. В линейке малокубатурной
мототехники представлен также мокик "ЗиД-50-01 Актив" с аналогичными характеристиками,
мини-мокик "ЗиД-Птаха" с двигателем мощностью 1,5 л.с. и грузовой
мокик "ЗиД-50 ЗДК 2.404" с двухтактным мотором мощностью 3,5 л.с. С
конвейера завода сегодня сходит мототехника для езды по бездорожью -
мотовездеходы "Робинзон" и транспортные средства повышенной
проходимости "Тарпан" и "Бархан". Все новые модели
мототехники оснащены двигателем LIFAN. Более чем 50-летняя история мотоциклов
Завода имени В.А. Дегтярева давно вошла в анналы отечественной мотоиндустрии.
Последняя страница этой истории еще не написана, и тем интереснее следить за
новыми разработками завода, для которого с уходом "Восхода" не
наступил закат.
Комментариев нет:
Отправить комментарий